5) средний термин ни в одной из посылок не распределен.
ТЕМА VI. Индуктивное умозаключение.
1. Можно ли получить данное заключение с помощью полной индукции:
Май холодный – год хлебородный
1) нет; 2) да.
2. Можно ли получить данное заключение с помощью полной индукции: Все билеты на спектакль были распроданы.
1) нет.2) да;
3. Можно ли получить данное заключение с помощью полной индукции:
Все военнослужащие принимают присягу.
1) да.2) нет;
4. Можно ли получить данное заключение с помощью полной индукции:
Всем учащимся школы была сделана прививка.
1) да; 2) нет.
5. Можно ли получить данное заключение с помощью полной индукции: Всю неделю стояла жаркая погода.
1) нет.2) да;
6. Определите вид индуктивного умозаключения:
«Известно, что все студенты 1,3 и 8 группы 1-го курса явилась на сессию. Значит, на сессию явились все студенты 1-го курса».
1) неполная индукция; 2) полная индукция.
7. Определите вид индуктивного умозаключения:
« Для выступления с докладами на общеинститутской научной студенче-ской конференции подготовились 10 студентов. Двое выступили на пленарном заседании, а остальные – на секции общественных наук. Таким образом, все студенты, подготовившие доклады, выступили на конференции».
1) полная индукция; 2) неполная индукция.
8. Определите вид индуктивного умозаключения:
« Н. Обратилась в милицию и заявила, что после восьми вечера четверо неизвестных встретили ее сына, ученика 11-го класса, побили, отобрали куртку и исчезли. Позже по приметам неизвестные были задержаны. Ими оказались учащиеся ПТУ».
1) неполная индукция.2) полная индукция;
9. Определите вид индуктивного умозаключения:
«Чижов вчера опоздал на занятия, сегодня он тоже опоздал. Как видно, Чижов всегда и везде опаздывает».
1) неполная индукция; 2) полная индукция.
10. Определите, какой метод исследования причинных связей применяет-ся в следующем распределении:
«Исследуя условные рефлексы, акад. И.П. Павлов установил следующее: если удалось затылочную долю мозга собаки, зрительный рефлекс исчезает. Новые эксперименты дали те же результаты – собаки практически слепли. Уче-ный сделал вывод, что затылочная доля головного мозга – центр образования зрительного рефлекса».
1) метод сходства; 2) метод различия; 3) соединенный метод сходства и различия; 4) метод остатков; 5) метод сопутствующих изменений.
ТЕМА VII. Основные формально – логические законы.
1. Сохранит ли тождество суждение, если выделенное в данном суждении понятие заменить понятием, заключенным в скобки?
Любое государство, проводящее миролюбивую политику, заслуживает уважения (страна).
1) да; 2) нет.
2. Опираясь на закон (не) противоречия, установите, могут ли быть одно-временно истинным оба суждения?
Все студенты 1-ой группы подготовились к зачету по логике.
Некоторые студенты 1-ой группы к зачету по логике не подготовились.
1) да.2) нет;
3. Определите, нарушено ли здесь требование закона достаточного осно-вания?
Все студенты изучают экономику, Семенов изучает экономику, значит он студент.
1) да; 2) нет.
4. Опираясь на закон исключенного третьего, установите, возможна ли истинность третьего суждения?
Некоторые студенты 1 курса сдали зачет по логике.
Ни один студент 1 курса зачет по логике досрочно не сдавал.
1) нет; 2) да.
5. Какой формально – логический закон можно записать следующим об-разом:
« А есть А»
1) закон исключенного третьего; 2) закон (не) противоречия; 3) закон тождества; 4) закон достаточного основания.
6. Какой формально-логический закон можно записать следующим обра-зом?
«А не может в одно и то же время быть В и не-В»
1) закон достаточного основания.2) закон тождества; 3) закон исключен-ного третьего; 4) закон (не) противоречия;
7. Какой формально-логический закон можно записать следующим обра-зом?
« Либо А есть В, либо А есть не – В».
1) закон тождества; 2) закон достаточного основания; 3) закон исключен-ного третьего; 4) закон (не) противоречия.
8. Определите, какой формально-логический закон нарушен в приведен-ном отрывке?
« Один из ученых пожаловался известному врачу, что он болеет артри-том».
- А ваша мать болела артритом? – спросил врач.
- Нет.
- А отец?
- Тоже не болел.
- Нет у вас артрита, — заявил врач и, распростившись с пациентом, ушел без дальнейших объяснений».
1) закон тождества; 2) закон достаточного основания; 3) закон (не) про-тиворечия; 4) закон исключительного третьего.
9. Определите, какой формально-логический закон нарушен в приведен-ном отрывке?
«Учитель: надеюсь, Том, я не увижу, что ты списываешь с чужой тетради. Том: Я тоже на это надеюсь».
1) закон тождества; 2) закон (не) противоречия; 3) закон исключенного третьего; 4) закон достаточного основания.
10. Какой формально-логический закон нарушен в приведенном отрывке?
« Однажды падишах спросил Бирбала:
- Скажи мне, Бирбрал, сколько останется, если из двенадцати отнять че-тыре?
- Ничего не останется, — ответил Бирбал.
- Как это ничего? – удивился падишах.
- А так, — ответил Бирбал, — если из двенадцати месяцев вычесть четыре времени года, что же останется? Ничего!»
1) закон тождества; 2) закон (не) противоречия; 3) закон исключенного третьего; 4) закон достаточного основания.
Вопрос 1
Что такое научный закон?
Это выявленные различными способами методы исследования;
Это отражение наиболее существенных связей в природе, обществе, мышлении;
Это способ построения научной теории
Вопрос 2
Что понимается под предметом исследования в ИСУ?
это проблемы, возникающие в системе управления;
это организационные системы различной сложности;
это результат, который ожидается.
Вопрос 3
Какие действия подразумевает операция кондификации в оценке проблемы?
выявление всех условий, необходимых для решения проблемы;
установление связей проблемы с другими проблемами;
выдвижение возражений против проблемы.
Вопрос 4
В чем проявляются отличительные черты системного подхода?
в решающей роли человеческого фактора – мышлении исследователя;
в установлении системообразующих факторов по любой проблеме исследования;
в определении условий целостности явлений, его элементов и связей между ними.
Вопрос 5
Какими понятиями определяется функционирование системы?:
входы, выходы, состояние системы, обратная связь;
входы, выходы, состояние системы, обратная связь, процессы системы;
процессы системы, ограничения системы, состояние системы, обратная связь.
Вопрос 6
Существует ли разница между понятиями «факт» и «информация»?
Нет, информация – это и есть факты;
Да, поскольку информация — это сведения не только фактического характера;
Они тождественны.
Вопрос 7
Какова роль методологии в отборе фактов?
она выступает в качестве основания для отбора фактов;
предлагает определенную концепцию;
приводит факты к определенному виду.
Вопрос 8
Какой из перечисленных методов относится к общенаучным?
статистический анализ;
экспериментирования;
тестирования.